Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №17"

ПРОГРАММА "Здоровое поколение" На 2017-2020 годы

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Установка на всестороннее развитие личности предполагает овладение школьниками основами физической культуры, слагаемыми, которых является: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурнооздоровительную и спортивную деятельность.

 Здоровье – одна из важных составляющих целостного развития человека, характеризующая его жизнеспособность в единстве телесных и психических характеристик. Жизнеспособность формируется в процессе воспитания, следовательно, охрана и укрепление здоровья школьников,  есть актуальная педагогическая задача.

 Сейчас как никогда важно помнить о влиянии школы на здоровье учащихся, о ее возможностях организовать качественное развитие, воспитание и обучение детей без ущерба для их здоровья. Грамотное решение этой задачи на всех уровнях – от программно-нормативного до проведения отдельного внеклассного мероприятия,  от отношений в классе и его связей с внешним миром до управления образовательным учреждением. Ведь именно в пространстве школьного детства формируются основы физического, психического и социального здоровья детей. В связи с этим в последнее время наблюдается усиленное внимание к проблемам создания здоровьесберегающей среды, проектированию здоровьесберегающего пространства и собственно формирование культуры здоровья у участников образовательного процесса 

 В рамках модернизации системы образования одной из главных задач является воспитание обучающихся, обеспечение необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять здоровье, формирование гигиенических знаний, норм и правил здорового образа жизни, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья, содействию воспитания у школьников ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.

 Современная школа находится в процессе поиска новых моделей обучения, предусматривающих разностороннее развитие личности с учетом индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей.   Большинство детей, поступающих в школы, обладают целым «букетом» различных заболеваний – это нервно-психические расстройства, нарушение моторики и координации движения, снижение остроты слуха и зрения, сколиоз, кариес,  ВСД,    Психологи и практики отмечают нарушение эмоционального и личностного развития учащихся, возрастающие агрессивность и жестокость во взаимоотношениях с окружающими их людьми. Эти негативные явления взаимосвязаны и взаимообусловлены множеством экономических и социальных причин, а также образом жизни. Значительный процент учащихся с ограниченным интеллектом живут в неблагополучных семьях, где не получают не только полноценного питания, навыков культуры поведения, но даже элементарных понятий о здоровом образе жизни. Поэтому забота о здоровье детей с ограниченными возможностями представляется весьма актуальной педагогической задачей.

    В связи с этим назрела необходимость создания программы по формированию здорового образа жизни,  поскольку именно в школе у детей с нарушением интеллекта закладываются и воспитываются основные навыки по формированию здорового образа жизни и управлению собственным здоровьем. Очень важно сегодня не только подготовить ребенка к самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и физически, но и научить его быть здоровым, способствовать формированию у него осознанной потребности в здоровье, как залога будущего благополучия и успешности в жизни. Здоровый образ жизни детей с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает полноценное развитие и реализацию возможностей каждого, способствует их социализации и является необходимым условием воспитания всесторонне развитой личности. 

Данная  программа   является комплексной, в ней особое внимание уделено медико-биологическим, психологическим, экологическим и социальным аспектам физического и нравственного здоровья детей. Новизна программы в том, что организация образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья строится на основе структурированных занятий. Такой подход позволяет поддерживать физическую и умственную работоспособность обучающихся на оптимальном уровне в течение всей рабочей недели, не вызывая утомления, что, в свою очередь, дает положительный оздоровительный эффект, создает условия для формирования мотивации здоровья. 

 Программа направлена на формирование навыков сохранения здоровья через полученные знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и принципах здорового образа жизни. Она разработана с целью оптимального использования здоровьесберегающих технологий в процессе образования учащихся и ориентирована на охрану и укрепление их здоровья. Путем реализации программы раскрываются возможности в осуществлении здоровьесберегающей деятельности, в пропаганде здорового образа жизни, в воспитании уверенно противостоять вредным привычкам, в формировании культуры здоровья воспитанников.

                                   Актуальность программы.

В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения здоровье определяется как состояние «полного физического, психического и социального благополучия», а не только как отсутствие болезней и физических недостатков.   Для образовательной системы    характерна, прежде всего, гармония  разных  видов здоровья – физического, психо-эмоционального, духовно-нравственого, интеллектуального, социального.  Известно, что состояние здоровья  зависит от образа жизни, значительную часть которой ребёнок проводит в школе.  Поэтому Программа формирования  культуры здорового и безопасного образа жизни   в школе начинается с продумывания построения и реализации здоровьесберегающего, безопасного для здоровья обучающихся учебного процесса.  

Образовательная система обеспечивает здоровый образ жизни через здоровые уроки, построенные методически грамотно, без психологических перегрузок, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей младшего школьного возраста. Она обеспечивает понимание ребёнком изучаемых вопросов, создаёт условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, создает для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности.  

 Ценность здоровья человека, здорового образа жизни становится одной из приоритетных ценностей цивилизованного общества. Хорошее здоровье является предпосылкой к творческой активности и наиболее полному самовыражению личности. Здоровье нового подрастающего поколения - особая боль и забота нашего общества.  Социологические опросы свидетельствуют о том, что состояние здоровья детей постоянно находится в центре внимания общественности. По данным Минздрава  России только 5% выпускников школ сегодня являются практически здоровыми , 80% школьников хронически больны , 50% имеют морфофизиологические отклонения, свыше 70% страдают различными нервно-психологическими расстройствами (В.Ф.Базарный, 1999).

Идет деградация молодых поколений России: вместо акселерации наступает децелерация (за последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых)

Ежегодно до 300 тысяч юношей (около 35%) не способны нести воинскую службу по медицинским показаниям. Сегодня эта трагедия уже «перекинулась» на репродуктивные возможности народа, на психическое и телесное развитие и здоровье младенцев. Согласно данным директора Научного Центра охраны здоровья детей и подростков РАМН академика А.Баранова, из каждой тысячи новорожденных младенцев 800 – 900 уже имеют врожденные пороки развития. А в школу они приходят еще более ослабленными (Л. Татарникова, 2001).

Противостоять этому можно только одним способом: сохраняя и укрепляя психические и физические потенциалы, воспитывая телесное и духовно-нравственное здоровье наших сегодняшних мальчиков и девочек. Укрепление здоровья включено в число основных функций, возлагаемых на физическое воспитание. Считается, что выполнение данной функции осуществляется путем систематического вовлечения учащихся в двигательную деятельность, заполнения свободного времени учащихся занятиями, физическими упражнениями, что относится к одному из средств отвлечения от вредных привычек и тем самым является профилактической мерой.

 

      Данные по МКОУ СОШ №17   таковы:

   27% учащихся 5-х классов имеют первую группу здоровья, а выпускников -  только 22%.

     Всего по школе здоровых детей 27%

     К   заболеваниям, часто возникающим у школьников, относятся нарушение зрения, скалиоз, кариес, ВСД, миопия, эндемический зоб, болезни костномышечной системы.

     Заболеваемость детей держится на высоком уровне: большинство детей,     на протяжении учебного года болеет 2 – 3 раза.

     У детей стали чаще выявлять такие нарушения, как дефицит массы тела и низкий рост.

     По данным мониторинга уровня физической подготовленности выявлены низкие        показатели гибкости,    выносливости,     силы      юношей).    С контрольными нормативами справляются лишь около 60 % учащихся.      Всё это подтверждает, что в образовательном учреждении необходимо осуществлять меры по сохранению и укреплению здоровья детей.

     Опыт работы показывает, что создание благоприятной образовательной среды способствует не только прочным знаниям, но и одновременно способствует укреплению здоровья школьников.

     Биологическая реакция организма школьника зависит как от его адаптационных возможностей, так и от силы сочетаемого воздействия образовательной среды.

     Именно поэтому разработанная нами программа «Здоровье. Формирование здорового образа жизни» направлена на внедрение здоровьесберегающих технологий в  образование обучающихся. Программа предусматривает также работу родителей в оздоровлении детей. Проведение родительских собраний, день открытых дверей для родителей, недель здоровья, родительский контроль за физическим развитием своих детей через паспорт здоровья, проверку домашних заданий позволят участвовать в воспитании здорового поколения и вместе с ним учиться быть здоровым.

     В реализации программы задействованы все службы школы: администрация, педагоги,  медицинский работник и технический персонал.

 Цель программы: поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья у обучающихся школы, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

    Задачи программы:

      Отработать систему выявления уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения.

1.         Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни.

2.         Популяризация            здорового   образа        жизни,        расширение      кругозора школьников в области физической культуры и спорта.

3.         Обеспечить условия для проведения динамических перемен.

4.         Организовать систему профилактических работ по предотвращению роста заболеваемости учащихся школы.

5.         Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

6.         Реализовать систему программных мероприятий здоровьесберегающей             направленности, оценить степень их эффективности; 

7.  Соблюдать гигиенические     нормы        организации        учебного   процесса, нормирование учебной нагрузки в соответствии с требованиями новых санитарных правил и норм и профилактика утомления учеников; 

8.  Продолжить внедрение эффективной системы физического воспитания, ориентированной на особенности развития детей и подростков, повысить интерес учащихся к занятиям физической культурой и спортом; 

9.  Формирование у детей мотивации к здоровому образу жизни.

10.                     Формирование навыков ответственного, бережного отношения к своему здоровью. 

11.                     Профилактика и преодоление вредных привычек у детей.  

12.                     . Развитие у детей лидерских качеств и умений самостоятельно работать со сверстниками по продвижению ЗОЖ.

                                        Прогнозируемый результат:            

Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий своё место и предназначение в жизни выпускник.

 Участники программы: - учащиеся;

-                  классные руководители;

-                  школьный врач; - врачи-специалисты;

-                  родители.

 

В основу программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни положены                         

                           Основные принципы программы:

                       актуальности.  Он отражает насущные проблемы, связанные со здоровьем детей, гигиеническими, культурными, социальными нормами и ценностями; обеспечивает знакомство учащихся с наиболее важной гигиенической информацией;

                       доступности. Индивидуальная доступность – дозировка нагрузок в соответствии с возможностями занимающихся, учёт их индивидуальных и психофизических особенностей. В соответствии с этим принципом младшим школьникам предлагается оптимальный для усвоения объем информации, который предполагает сочетание изложения гигиенической информации теоретического характера с примерами и демонстрациями, что  улучшает его восприятие.          Предусматривает          использование     ситуационных     задач          с необходимостью выбора и принятия решения, ролевых игр, информационного поиска, рисования, моделирования  драматических сцен.

                       положительного ориентирования. В соответствии с этим принципом уделяется значительное внимание позитивным, с точки зрения здоровья, стилям жизни, их благотворному влиянию на здоровье. Реализация данного принципа, т.е. показ положительных примеров, более эффективна, чем показ отрицательных последствий негативного в отношении здоровья и поведения; последовательности.   Систематичность и последовательность – непрерывность   физкультурно-оздоровительных воздействий. Он предусматривает выделение основных этапов и блоков, а также их логическую преемственность в процессе его осуществления;  

-системности. определяет постоянный, регулярный характер его осуществления, что позволяет усвоить знания, имеющие отношения к здоровью, в виде целостной системы;

 - психологической комфортности – получение положительных эмоций и ощущений в процессе физкультурно-оздоровительных мероприятий.

 сознательности и активности. Этот принцип направлен на повышение активности учащихся в вопросах здоровья, что возможно только при осознании  ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих.  Сознательность и активность – чёткая постановка целей, задач, их осознание учащимися, побуждение к самоанализу, самооценке, самоконтролю. Он выступает в качестве основополагающего для изучения форм поведения и стилей жизни.

 - творческое, динамичное совершенствование системы оздоровления учащихся средствами физической культуры – постоянное обновление содержания физкультурно-оздоровительного воспитания, формирование мировоззрения, системы ценностей, интересов и мотиваций, имеющих глубоко нравственную, гуманистическую направленность у всех участников педагогического процесса оздоровления средствами воспитательной работы.

Предлагаемые формы работы по реализации программы.

1. Урочная и внеурочная спортивно – оздоровительная деятельность:

                   Работа спортивных секций;

                   Разработка и соблюдение здоровьесберегающих технологий на всех учебных занятиях 

Общешкольные Дни здоровья; Прогулки на свежем воздухе.

2. Соревнования и спортивные праздники:

                 Спортивные турниры;

                 Спортивные праздники, творческие вечера, приуроченные к тем или иным датам и событиям;

                 Товарищеские встречи по различным видам спорта;

3. Профилактика заболеванийи вредных привычек у обучающихся и сотрудников школы: • Беседы и лекции;

                 Встречи с медработниками, инспектором ПДН, КДН;

                 Смотры – конкурсы стенгазет, рисунков, буклетов, презентаций по борьбе с распространением     ВИЧ        инфекции, куриного    гриппа,       наркомании, алкоголизма и табакокурения.  5. Исследовательская работа

                 Анкетирование.

                 Диагностика;

Материально-техническая база.

 

 Для реализации программы «Здоровье. Формирование здорового образа жизни» в школе  имеются санитарно-гигиенические условия и материальная база:

                 спортивный зал;

                 медицинский кабинет;

                 спортивная площадка;

                 столовая (организация горячего питания).

Программа «Формирование здорового образа  жизни» включает четыре основных направления:

    1. Основы знаний о здоровом образе жизни

2.            Культура здоровья.

3.            Профилактика вредных привычек.

4.            Подвижные и развивающие игры

ПЕРВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «ОСНОВЫ ЗНАНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ»

Здоровый образ жизни - рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья. Образ жизни, который способствует общественному и индивидуальному здоровью, является основой профилактики, охраны и укрепления здоровья народа.

 Это направление решает следующие задачи: 

              закреплять знания о здоровом образе жизни

              развивать у детей потребность в новых знаниях, умение переносить их в социальную среду 

              формировать активность и инициативность детей

              воспитывать интерес к здоровому образу жизни 

              сформировать понятие о здоровье и здоровом образе жизни людей.       вырабатывать      потребность        в        поддержании       собственного      здоровья воспитывать стремление к здоровому образу жизни

ВТОРОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ»    Воспитание культуры здоровья – создание педагогических условий, обеспечивающих развитие личности школьника как субъекта оздоровительной деятельности в соответствии с его интересами, склонностями, способностями, ценностными установками на самосохранение здоровья, а также знаниями, умениями и навыками обоснованного ведения здорового образа жизни. 

 Это направление решает следующие задачи: 

              сформировать умение содержать свое тело в чистоте

              расширять знания о средствах гигиены

              воспитывать умение управлять своими физическими возможностями, чувствами и эмоциями согласно нормам морали и этикета.

              воспитание потребностей к здоровому образу жизни, культуре интеллектуальной (способность управлять своими мыслями и контролировать их); в умении вести здоровый образ жизни и относиться к здоровью как к ценности процесса воспитания.

ТРЕТЬЕ НАПРАВЛЕНИЕ          «ПРОФИЛАКТИКА         ВРЕДНЫХ

ПРИВЫЧЕК».

 Вредная привычка – закрепленный в личности способ поведения, по отношению к самой личности. Качество жизни зависит не только от соблюдения правил здорового образа жизни, но и от тех привычек, которые возникли у человека в том или ином возрасте. Направление оказывает профилактическое воздействие на ряд вредных привычек, таких как курение, употребление алкоголя и наркотиков. 

 Это направление решает следующие задачи:

              создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям, негативным факторам жизни;

              научить детей оценивать последствия своих действий;

              показать разрушающее влияние отравляющих веществ на организм

человека;

              пропаганда здорового жизненного стиля;

              предотвращение начала вредных привычек у детей и подростков, формирование у них личностного иммунитета к соблазну;

              формирование сознательного отношения к своему физическому здоровью;

              профилактика и предупреждение вредных привычек среди учащихся;

              учить детей оценивать последствия своих действий;

ЧЕТВЁРТОЕ НАПРАВЛЕНИЕ « ПОДВИЖНЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ»

 Игра – естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка – неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Преимущество подвижных и развивающих игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность.  Это направление решает следующие задачи: 

              формировать самостоятельность;

              повышать спортивное мастерство;

              воспитывать чувство сплочённости, интерес к занятиям спорта

              научить приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели.

В ходе реализации программы используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности. 

 В связи с этим особое место в программе занимают следующие формы обучения: 

 Спортивные мероприятия, демонстрация фильмов, веселые старты , конкурсы, анкетирование, игры, тематические викторины, путешествия, устные журналы, беседы, оздоровительные минутки, встреча с педиатром, инспектором ГИБДД и т.д. просмотр видеофильмов с последующим обсуждением, просмотр кинофильмов, которые отражают ситуации борьбы людей с собственными пороками и пути их преодоления, чтение и обсуждение журнальных публикаций о силе и стойкости человеческого духа в самых трудных жизненных ситуациях, создание антирекламных роликов по проблеме, конкурсы на лучшее художественное произведение, направленное против вредных привычек человека и демонстрирующих силу человеческого духа, выставки рисунков, акции в защиту человека от влияния вредных привычек, нравственные классные часы;

 Содержание программы, а также используемые формы и методы её реализации носят игровой характер, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков.  Психологическое обеспечение программы:

Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:  

                   создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;

                   применение индивидуальных, групповых форм обучения;

                   формирование творческого воображения учащихся в практической и творческой деятельности;

                   применение знаний учащимися на разных психологических уровнях.

 

                      Механизм осуществления программы:

1.                     Внедрение научно-методических подходов к созданию условий, способствующих формированию, сохранению и укреплению здоровья школьников.  

2.                     Организация и внедрение в практику работы мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья.

3.                     Обеспечение непрерывного здоровьесберегающего образования школьников – участников программы по вопросам культуры здоровья и здорового образа жизни.

  

 Прогнозируемый результат: Принятие ценности здоровья, как одной из главных ценностей человека позволит обучающимся  ориентировать свое поведение на сбережение и укрепление здоровья своего и окружающих; успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, наиболее полно реализовать личностный потенциал, приумножить успехи в спорте.

 

                                    ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ И УМЕТЬ                              после 1 – го и 2 – го года программы

             свой режим, значение режима дня для здоровья;

             средства сохранения и укрепления здоровья человека: личная гигиена, режим дня, общение с природой, физкультура;

             правила безопасного поведения; 

             правила культурного общения со взрослыми и сверстниками;

             как вести себя в минуту опасности.

             механизмы и способы поддержания здоровья.

             состояние своего здоровья, уметь следить за ним.

             стремиться к физическому совершенству.

             уметь   использовать       физические          упражнения         для    повышения работоспособности, снятия эмоциональных стрессов.

             относиться к здоровью как важной личной и общественной ценности.

             не иметь вредных привычек.

             учитывать свои физические возможности при выборе жизненных решений.

             общаться со взрослыми, сверстниками, малышами.

             владеть своими чувствами, не быть рабом настроения.

             преодолевать трудности.

             отвечать за свои поступки.

             постоять за себя.

             жить в гармонии с окружающим миром.

             вести здоровый образ жизни.

 

                            ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ И УМЕТЬ                    после 3 – го и 4 – го года программы

             Знать свой режим, значение режима дня для здоровья;

             средства сохранения и укрепления здоровья человека: личная гигиена, режим дня, , физкультура;

             правила безопасного поведения; правила культурного общения со взрослыми и сверстниками;

             как вести себя в минуту опасности;

             механизмы и способы поддержания здоровья;  • состояние своего здоровья, уметь следить за ним;

             стремиться к физическому совершенству.

             Уметь использовать       физические          упражнения         для    повышения

работоспособности, снятия эмоциональных стрессов;

             различать хорошие и плохие привычки;

             относиться к здоровью как важной личной и общественной ценности;

             не иметь вредных привычек;

             учитывать свои физические возможности при выборе жизненных решений;

             общаться с взрослыми, сверстниками, малышами;

             владеть своими чувствами;

             преодолевать трудности;

             отвечать за свои поступки;

             постоять за себя;

             жить в гармонии с окружающим миром;

             вести здоровый образ жизни.

 ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ И УМЕТЬ ПОСЛЕ 5-ГО ГОДА ПРОГРАММЫ:

             Знать свой режим, значение режима дня для здоровья;

             средства сохранения и укрепления здоровья человека: личная гигиена, режим дня, физкультура;

             правила безопасного поведения; правила культурного общения со взрослыми и сверстниками;

             как вести себя в минуту опасности.

             механизмы и способы поддержания здоровья.

             состояние своего здоровья, уметь следить за ним.

             стремиться к физическому совершенству. • представление о необходимости заботы о здоровье; важности правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья;

             Уметь использовать       физические          упражнения         для    повышения работоспособности, снятия эмоциональных стрессов.

             различать хорошие и плохие привычки

             относиться к здоровью как важной личной и общественной ценности.

             не иметь вредных привычек.

             учитывать свои физические возможности при выборе жизненных решений.

             общаться со взрослыми, сверстниками, малышами.  • владеть своими чувствами;  • преодолевать трудности.

             отвечать за свои поступки.

             постоять за себя.

             жить в гармонии с окружающим миром.

             отличать полезные привычки от вредных.

             вести здоровый образ жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     

Мероприятия и  формы проведения.

Направления деятельности

Название мероприятия

Сроки

Ответственные

 

1

Организацион ная

-                 разработка  программы  «Здоровье. Формирование здорового образа жизни»;

-                 обсуждение и утверждение календаря спортивно-массовых

мероприятий;

-                 взятие под контроль  чащихся, употребляющих ПАВ

 

 

Август

 

 

Ежегодно

 

 

Ежегодно

Заместитель

директора по ВР, 

 

Заместитель директора по ВР, учителя Заместитель директора по ВР, учителя

2

Внеурочная

-                 проведение         классных часов;

 проведение        Дней

здоровья;

 

-                 организация        бесед         с медицинскими работниками;

-                 посещение спортивных секций;

-                 организация и проведение семейных спортивных

праздников;

-                 проведение акций «Мы за здоровье», «Скажи ПАВ – НЕТ!»;

-                 проведение         школьной конференции         «Школа      – территория         без наркотиков»;

-                 Международный день

отказа от курения;

 

-                 серия бесед «Кто он, юный наркоман», «В

объятиях табачного дыма»; -         тренинги    здорового образа жизни;

-                 Круглый     стол: «Что

Постоянно

 

Ежемесяч

но

 

Два раза в год

 

В течение года 2 раза в год

 

 

  1    раз    в

четверть

 

Октябрь

 

 

Ноябрь 

 

 

В течение года

 

 

В течение года

 

Классные руководители Учитель физкультуры Медицинский работник Учитель

физкультуры

 

 

 

Совет старшеклассников

 

Зам. директора по

ВР, совет старшеклассников Зам. директора по

ВР,   совет старшеклассников Классные

руководители

 

Классные руководители Совет

старшеклассников

 

 

 

 

 

нужно знать о наркомании и токсикомании», «История и вредные привычки», « Как бороться с вредными привычками», «Математика и курение», «Хочешь быть здоровым – будь им»;

-                     конкурс рисунков и плакатов «Здоровым быть здорово!», «Скажи ПАВ – НЕТ!», «Здорова нация – здорова планета»;

-                     защита        проектов

«Здоровье – это круто!»;

 

-                     встреча с инспекторами ПДН, КДН;

   

-                     контроль  учащихся в вечернее время.

 

 

 

 

 

1раз          в

четверть

 

 

В течение года

 

 

 

 

В течение года

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель

рисования

 

 

 

 

Зам. директора по

ВР,    совет старшеклассников Зам. директора по ВР

 Зам. директора по

ВР

Администрация школы, классные руководители

 

 

План работы с неблагополучными семьями

 

Мероприятия

Сроки

Ответственный

1

Сотрудничество с районной администрацией в работе с неблагополучными семьями

(беседы, комиссии)

В течение года

Директор    школы,

заместители

2

Обсуждение работы с неблагополучными семьями на заседаниях совета профилактики.

1 раз в четверти

Классные

руководители, директор    школы, зам.директора      по ВР

3

Посещение неблагополучных семей совместно с работниками районой администрации  

1 раз в квартал

Директор    школы,

заместители, классные руководители

4

Отчет классных руководителей о проделанной работе с

неблагополучными семьями

Май        на совещании педсовета

Зам. директора по ВР

 

Просветительская и мотивационная работа, ориентированная на здоровый образ жизни, направлена на формирование у школьников представления о человеке как о главной ценности общества. Она формирует элементарные представления ребёнка о себе самом, о функциях своего  собственного  организма, детям даются начальные представления о здоровье, основных способах закаливания организма, о способах укрепления здоровья  средствами физической культуры и спорта.

       Основные направления просветительской и мотивационной работы

Направление деятельности

Задачи

Содержание

Санитарнопросветительская

работа      по формированию  здорового   образа жизни

 

1.                 Знакомство детей, родителей с основными понятиями – здоровье, здоровый образ жизни.

2.                 Формирование навыков здорового образа жизни, гигиены, правил   личной безопасности.

3.                 Обеспечение условий для мотивации и стимулирования здорового образа жизни  

   Проведение уроков

здоровья,

проведение классных часов и общешкольных мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, формированию навыков ЗОЖ, гигиены и личной

безопасности

Профилактическая

деятельность

 

1.                 Обеспечение условий для ранней          диагностики заболеваний,          профилактики здоровья.

2.                 Создание          условий, предотвращающих

ухудшение состояние здоровья.

3.                 Обеспечение          помощи детям,          перенесшим заболевания, в адаптации к учебному процессу.

4.                 Профилактика травматизма 

                   Система мер по улучшению питания детей: режим питания; эстетика помещений; пропаганда культуры питания в семье и школе 

                   Система мер по улучшению санитарии и гигиены: генеральные уборки классных комнат, школы; соблюдение санитарно-гигиенических требований.

                   Система      мер          по

предупреждению травматизма: оформление стендов, папок по технике безопасности; проведение инструктажа с детьми.  

                   Профилактика утомляемости: проведение подвижных перемен; оборудование зон отдыха, проведение релакспауз на

 

 

массажных ковриках, использование массажных мячей, утренняя гимнастика с элементами адаптивной гимнастики.

Физкультурнооздоровительная, спортивномассовая работа

 

1.                 Укрепление здоровья детей средствами физической культуры и спорта.

2.                 Пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.      

3.                 Всемерное развитие и содействие детскому и взрослому спорту и туризму.

                   Увеличение объёма и повышение качества оздоровительной и

спортивно-массовой

работы в начальной школе: введение 3 урока с физической нагрузкой – ритмической гимнастики, организация подвижных игр;          соревнований по отдельным видам спорта;  - Дни здоровья, …

                   Привлечение          к организации физкультурно-

оздоровительной        и

спортивно-массовой работе с детьми тренеров ДЮСШ, родителей.

 

Критерии результативности:

              автоматизм навыков личной гигиены;

              эффективность программы оценивается по результатам диагностик (экспресс-диагностика показателей здоровья первоклассников; анкеты для родителей «Здоровье ребенка», «Можно ли ваш образ жизни назвать здоровым?»; для учащихся «Значимость здоровья в системе ценностей», «Сформированность навыков личной гигиены»).

 

 

 

 

              

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

План работы

в МКОУ СОШ № 17

2017-2020 учебные годы  

1.                 Диагностика, коррекция и развитие обучающихся (медицинское    сопровождение  образовательного процесса)

  № п\п

Мероприятия

Сроки

Ответственные  

 

1.

 

Организация и проведение регулярных медицинских осмотров и диспансеризации обучающихся школы

в соответствии с графиком

  медицинская сестра

2.

Мониторинг физического здоровья       и

психофизического состояния

постоянно

  медицинская сестра

3.

 

Анализ заболеваемости учащихся, учет учащихся по группам здоровья

октябрь-ноябрь

  медицинская сестра

4.

Обновление банка данных о заболеваемости учеников. Анализ заболеваний и их динамика.

1 раз в год 

Медицинская сестра, кл. руководители

5.

Комплектование групп для занятий физической культурой (ЛФК, подготовительная группа) и индивидуальных занятий 

сентябрь-октябрь 

учителя физкультуры, медицинская сестра

6.

Разработка комплексов физических упражнений для детей, имеющих отклонения в состоянии

здоровья 

октябрь 

учителя физкультуры, медицинская сестра

7.

Проведение подвижных перемен на свежем

воздухе

ежедневно 

 

кл. руководители, воспитатели ГПД

8.

Проведение на уроках  упражнений на осанку, гимнастики для снятия утомления глаз учащихся

систематически 

 

учителя

9.

Мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению школьников, родителей, учителей (цикл лекций)

по отдельному плану

Медицинская сестра

10.

Проведение  профилактических мероприятий, направленных на предупреждение  педикулеза

в течение года

Медицинская сестра

11.

Проведение  профилактических мероприятий, направленных на предупреждение  сезонных заболеваний (ОРВИ, грипп)

ноябрь-март

Медицинская сестра

12.

Контроль оснащения медкабинетов  в соответствии с требованиями СанПиНа.

в течение года

завхоз

13

Участие      в        мониторинге          здоровьесберегающей   среды                          

в соответствии с графиком

зам. директора по ВР, кл. руководители

 

2.          Организация здоровьесберегающего образовательного процесса

 № п/п

Мероприятия  

Сроки  

 

 Ответственные

1

Поддержание в школе надлежащих санитарно-гигиенических условий 

постоянно

 

Завхоз

 

 

2

Соблюдение воздушного и светового режима в школе 

постоянно

 

завхоз

3

Обеспечение соблюдения правил ПБ в школе 

постоянно

 

завхоз

4

Содержание в исправности электрохозяйства и всех средств пожаротушения

постоянно

 

завхоз

5

Регулярное проведение объектовых тренировок

по графику

 

 Штаб  ГО

6

Проверка состояния охраны труда в школе и документации по

по

плану

Администрация школы

 

 

ТБ в учебных кабинетах 

внутришкольного контроля

 

7

Разработка плана мероприятий по охране труда и ТБ в школе 

сентябрь 

Администрация школы

8

Издание приказов:

-                  об охране жизни и здоровья школьников,

-                  о ПБ,

-                  о назначении лиц, ответственных за соблюдение правил ТБ, ПБ и охраны труда 

сентябрь

Директор школы

9

Составление социального паспорта по классам, составление списков:

- учащихся группы риска,

- неблагополучных семей,

- многодетных семей,

- малообеспеченных семей,

- неполных семей,

- детей-инвалидов

 

в

Зам. директора по ВР., кл. руководители

10

Учет посещаемости учащимися школы 

 

В течение года

Кл. руководители,  Зам. директора по ВР

11

Организация дежурства по школе 

 

сентябрь 

Зам. директора по ВР

12

Оформление листков здоровья в классных журналах 

 

сентябрь

Кл.   руководители,     мед. работник

13

Организация горячего питания в школьной столовой 

 

в течение учебного

года 

ЗДРВ

14

Проведение динамических пауз в 1-х классах 

 

постоянно 

учителя начальных

классов

15

Проведение подвижных игр на свежем воздухе

 

постоянно 

учителя начальных

классов, воспитатели ГПД

16

Составление     графика работы спортивных              секций

и

сентябрь 

Зам. директора по ВР

 

спортивного зала 

 

 

17

Рейды:

- по проверке внешнего вида учащихся,

- по сохранности библиотечных учебников,

- по выполнению школьниками режима дня 

по      плану внутришкольного контроля 

Зам. директора по УВР, совет школы

18

Составление заявок на приобретение мебели, наглядных пособий, оборудования и ТСО для кабинетов 

в течение года

завхоз

19

Обеспечение хранения спортивного инвентаря

постоянно

учителя физкультуры

20

Обеспечение готовности школьных помещений, системы отопления для работы в зимний период 

к началу зимнего

периода 

завхоз

24

Организация занятий для будущих первоклассников с целью адаптации их к условиям школьной образовательной среды

февраль-май

Ответственный за организацию платных

услуг

25

Организация ремонта учебных кабинетов 

летний период 

Завхоз

26

Обеспечение медицинскими аптечками 

август-сентябрь

мед. сестра

                   

3.          Инструктивно-методическая и учебно-воспитательная  работа

 № п/п

Мероприятия  

Сроки  

 Ответственные  

1

Организация работы с учащимися, мотивированными на успешное обучение, путем участия в олимпиадах, предметных неделях, различных конкурсах с целью профилактики учебных перегрузок 

в течение года 

зам. директора по УВР

2

Проведение вводного инструктажа по правилам ТБ, ПБ и охраны труда 

сентябрь - март 

Зам директора по

УВР, кл.

руководители

3

Обеспечение соблюдения требований к объемам домашних заданий 

в течение года

зам. директора по УВР

4

Проведение тематических занятий по правилам ЗОЖ 

в течение года

учитель биологии, медсестра

5

Проведение бесед, включающих инструктажи по правилам дорожного движения 

по плану воспитательной работы 

Кл. руководители

6

Проведение серии классных часов и бесед на тему «Мы - здоровое поколение»

по плану воспитательной работы 

Кл. руководители

7

Создание библиотеки методической литературы по проблеме здорового образа жизни 

сентябрь-ноябрь

зав. библиотекой

8

Обеспечение соблюдения правил ТБ и ПБ во время проведения новогодних мероприятий и на каникулах 

во время каникул 

 Зам по ВР

 

 

 

 

9

Разработка рекомендаций     для    учителей     по      вопросам педагогического общения 

ноябрь-декабрь 

Кл. руководители,  

10

Реализация          образовательных программ   повышения квалификации по здоровьесозидающим технологиям обучения и воспитания школьников

постоянно

Заместитель директора по УВР

совместно    

11

Участие в тематических  краткосрочных курсах  по здоровье созидающим технологиям обучения и воспитания школьников

в течение года

Заместитель директора по ВР   

12

Апробация информационно-просветительских, методических  пособий и материалов по вопросам формирования здорового образа жизни

в течение года

Зам. директора по УВР, по ВР  

13

Создание    на      школьном сайте          тематической          страницы «Здоровье»

в течение года

Педагог ОБЖ

Заместитель директора по ВР   

14

Публикации в СМИ о проведении мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья школьников

в течение года

Руководитель школы

 

           

4.          Оздоровительно – профилактическая работа

 № п/п

Мероприятия  

Сроки  

 Ответственные

1.

Обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических требований на уроках, профилактики близорукости и сколиоза, режима проветривания кабинетов на переменах 

постоянно 

Зам. директора по УВР, учителя 

2.

Контроль соблюдения режима дня учащимися 

постоянно 

Классные руководители

3.

Обеспечение своевременного проведения профилактических прививок учащимся 

по графику 

мед. сестра  

4.

Организация работы по пропаганде здорового образа жизни среди учащихся (лекции, беседы, вечера) 

по отдельному плану

Классные руководители

5

Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность «Мы – за здоровый образ жизни!»

в течение года

Зам. директора по ВР, учителя предметники

6.

Обучение школьников эффективным поведенческим стратегиям: умению решать жизненные проблемы,

эффективно общаться, владеть своими эмоциями и т. д

по плану 

Классные руководители

7.

Оказание социальной поддержки подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации 

постоянно

Социальный педагог,      кл

руководители

8.

Проведение физкультминуток на уроках

ежедневно 

Учителя

9

Проведение акции по уборке школьной территории 

сентябрь  май 

зам. директора по ВР, кл.

руководители 

   

5.          Физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия

 

№п\п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

 

Подвижные игры на свежем воздухе

 

по планам классных

руководителей       

течение года

в

Классные руководители, воспитатели ГПД

2.

Проведение «Дня здоровья»

 

В четверть 1 раз

 

Зам   по      ВР, учитель физкультуры 

3

 Соревнования «Осенний кросс»

сентябрь

 

Учитель физкультуры  

5

Соревнование по пионерболу  между классами   в рамках «Президентских состязаний»                              

сентябрь

 

Учитель физкультуры

6.

Внутришкольные соревнования по минифутболу в рамках «Президентских состязаний» 

 сентябрь

 

Учитель физкультуры

 

Внутришкольные соревнования по баскетболу

сентябрь

 

 

8

 Внутришкольные соревнования по волейболу 

сентябрь

 

 Учитель физкультуры

9.

Эстафета «Веселые старты»   

сентябрь

 

 Учитель физкультуры

10

 

«Папа, мама, я – спортивная семья»

май

 

Учитель физкультуры

11

«Веселая масленица». Соревнования на лыжах

март

 

учитель физкультуры

12

Районные соревнования «Веселые старты»

ноябрь

учитель физкультуры

13

«Быть здоровым здорово» Эстафета.

ноябрь

учитель физкультуры

15.

Организация и поддержка в течение учебного дня, года оптимального двигательного режима учащихся разных возрастных групп с учетом состояния их здоровья (физкультурные минутки, релаксационные паузы, зарядка для глаз на уроках,)

в течение года

Заместитель

директора по

УВР, учителя 

16.

Участие в массовых районных мероприятий, акций, направленных на формирование ЗОЖ по мере возможностей обучающихся.

по графику 

Заместитель

директора по УВР, учителя

физкультуры

17

Организация занятий по ОФП (общая физическая подготовка»

в течение года

Учителя физкультуры

18.

Развитие материально-технической базы школы в части приобретения спортивного, медицинского оборудования

постоянно

Руководитель школы

                  

6.   Работа по преодолению у обучающихся вредных привычек

   

                             Мероприятия

Дата 

Ответственные 

1.

 

Индивидуальные беседы с детьми «группы риска»

Систематически

 

кл.

руководители, соц. педагог

2.

 

Тематические классные часы о вреде алкоголя, курения и употребления наркотиков

По плану кл. руководит. – 2 раза в год

Классные руководители

3.

Оформление стендов «Хочу быть здоровым!»,                «Скажи

наркотикам нет», «Береги здоровье смолоду»

по плану

 

Классные руководители, зам. директора по ВР

4.

 

Встречи учащихся  с работниками полиции, медицинскими работниками

апрель

 

Администрация

 

5.

 

 

Анкетирование    учащихся   по      проблемам наркомании, алкоголизма, курения.

В  течение года

Классные руководители, соц педагог

                                                 7. Работа с  родителями.

   

 

                  Содержание работы

дата

Ответственные

1.

 

Включение в повестку родительских собраний выступлений по темам оздоровления учащихся  

ноябрь, январь, апрель

 

классные руководители

2.

 

Приглашение     на   родительские собрания           медицинских

работников 

по  плану

 

Классные  руководители, медработники 

3.

Организация индивидуальных консультаций для родителей

в течение года

Классные руководители

4.

 

Выступление на родительских собраниях по результатам диагностики

по плану 

Классные руководители, мед. работник

5. 

 

Участие родителей               на спортивно-оздоровительных

мероприятиях

по  плану

 

Классные руководители

 

Критерии результативности:

              автоматизм навыков личной гигиены;

              эффективность программы оценивается по результатам диагностик (экспресс-диагностика показателей здоровья первоклассников; анкеты для родителей «Здоровье ребенка», «Можно ли ваш образ жизни назвать здоровым?»; для учащихся «Значимость здоровья в системе ценностей», «Сформированность навыков личной гигиен

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.   Варламова С.И. Здоровье наших учеников /С.И. Варламова // Начальная школа. - 2003. - № 2.-С.65-66.

2.   Грач И.С. Здоровый образ жизни: Сущность понятия и содержание работы по его формированию И.С. Грач Образование. - 2002. - № 5.-С.88-91. - (Здоровье и образование).

3.   Зайцев Г.К. Педагогика здоровья: Образовательные программы по валеологии Санкт-Петербурга Г.К. Зайцев, З.В. Колбанов, М.Г. Колесникова. – СПб.: Акцидент, 1994. – 78 с.  4. Игнатова Л.Ф. Мониторинг состояния здоровья и факторов риска детского населения Л.Ф. Игнатова Школа здоровья. – 2003. - Т. 4, №3. - С. 74 – 79.

5.        Казначеев В.П. Здоровье нации – феномен экологии XXI века / В.П. Казначеев Материалы I Всероссийского форума «III тысячелетие. Пути к здоровью нации». Москва, 15-17 мая 2001. – 194 с.

6.        Картушина Марина Юрьевна. Быть здоровыми хотим [Текст]: оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада / М.Ю. Картушина. - М.: Сфера, 2004. - 382, [1] с. - (Программа развития).

7.        Колбанов В.В. Валеологическое образование в начальной школе /В.В.Колбанов . Начальная школа. - 1999. - № 1. - С. 41- 43. 8. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие /Н.Н. Куинджи. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 139 с.

8.        Культура – человек – философия: к проблеме интеграции и развития Вопросы философии. – 1982. – №2. – С. 58-65.

9.        Лесгафт П.Ф. Руководство к физическому образованию детей школьного возраста. Психология нравственного и физического воспитания: избранные психологические труды/П.Ф. Лесгафт. - Воронеж: МОДЭК, 1998. – 410 с

10.   Матвеев В.Ф. Профилактика вредных привычек школьников/ В.Ф. Матвеев, А.С. Гройсман. – М.: Просвещение,1987. – 114 с.

11.   Овчинникова Л.В. Двигательная активность - неотъемлемый компонент развития личности младшего школьника [Электронный ресурс] / Л.В. Овчинникова Режим доступа: 071025/ thesis_32. htm. – 29.09.2009.

12.   Формирование здорового образа жизни российских подростков [Текст]: для классных руководителей 5-9 классов: учебно-методическое пособие / [Л. В. Баль и др.]; под ред. Л.В. Баль, С.В. Барканова. - М.: Владос, 2003. - 190, [1] с. - (Здоровьесберегающая педагогика).

13.   Чикин, С.Я. Что такое здоровье? С.Я. Чикин, Г.И. Царегородцев – М.: Знание, 1976. – 96 с.  

14.   Агаджанян, Н.А. Экология человека: здоровье и концепция выживания Н.А. Агаджанян. – М.: Изд-во РУДН, 1998. –

27 с.

15.    Айзман, Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты формирования /

Р.И. Айзман. – Новосибирск, 1996. – 197 с.

16.    Базарный В.Ф. Программа экспресс–диагностики динамики психосенсорного, функционального и физического развития учащихся/В.Ф. Базарный. – Сергиев-Посад.: Загорская типография, 1995. – 70 с.

17.    Венедиктов, Д.Д., Глобальные проблемы здравоохранения и пути их решения Д.Д. Венедиктов, А.И. Чернух, Ю.П. Лисицын, В.И. Кричагин // Вопросы философии. – 1979. – № 7. – С. 102–113.

18.    Лисицын Ю.П. Санология – наука об общественном здоровье и здоровом образе жизни Ю.П. Лисицын. – М: 2001. – 231 с.

 

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 07.04.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения