
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Установка на всестороннее развитие личности предполагает овладение школьниками основами физической культуры, слагаемыми, которых является: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурнооздоровительную и спортивную деятельность.
Здоровье – одна из важных составляющих целостного развития человека, характеризующая его жизнеспособность в единстве телесных и психических характеристик. Жизнеспособность формируется в процессе воспитания, следовательно, охрана и укрепление здоровья школьников, есть актуальная педагогическая задача.
Сейчас как никогда важно помнить о влиянии школы на здоровье учащихся, о ее возможностях организовать качественное развитие, воспитание и обучение детей без ущерба для их здоровья. Грамотное решение этой задачи на всех уровнях – от программно-нормативного до проведения отдельного внеклассного мероприятия, от отношений в классе и его связей с внешним миром до управления образовательным учреждением. Ведь именно в пространстве школьного детства формируются основы физического, психического и социального здоровья детей. В связи с этим в последнее время наблюдается усиленное внимание к проблемам создания здоровьесберегающей среды, проектированию здоровьесберегающего пространства и собственно формирование культуры здоровья у участников образовательного процесса
В рамках модернизации системы образования одной из главных задач является воспитание обучающихся, обеспечение необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять здоровье, формирование гигиенических знаний, норм и правил здорового образа жизни, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья, содействию воспитания у школьников ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.
Современная школа находится в процессе поиска новых моделей обучения, предусматривающих разностороннее развитие личности с учетом индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей. Большинство детей, поступающих в школы, обладают целым «букетом» различных заболеваний – это нервно-психические расстройства, нарушение моторики и координации движения, снижение остроты слуха и зрения, сколиоз, кариес, ВСД, Психологи и практики отмечают нарушение эмоционального и личностного развития учащихся, возрастающие агрессивность и жестокость во взаимоотношениях с окружающими их людьми. Эти негативные явления взаимосвязаны и взаимообусловлены множеством экономических и социальных причин, а также образом жизни. Значительный процент учащихся с ограниченным интеллектом живут в неблагополучных семьях, где не получают не только полноценного питания, навыков культуры поведения, но даже элементарных понятий о здоровом образе жизни. Поэтому забота о здоровье детей с ограниченными возможностями представляется весьма актуальной педагогической задачей.
В связи с этим назрела необходимость создания программы по формированию здорового образа жизни, поскольку именно в школе у детей с нарушением интеллекта закладываются и воспитываются основные навыки по формированию здорового образа жизни и управлению собственным здоровьем. Очень важно сегодня не только подготовить ребенка к самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и физически, но и научить его быть здоровым, способствовать формированию у него осознанной потребности в здоровье, как залога будущего благополучия и успешности в жизни. Здоровый образ жизни детей с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает полноценное развитие и реализацию возможностей каждого, способствует их социализации и является необходимым условием воспитания всесторонне развитой личности.
Данная программа является комплексной, в ней особое внимание уделено медико-биологическим, психологическим, экологическим и социальным аспектам физического и нравственного здоровья детей. Новизна программы в том, что организация образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья строится на основе структурированных занятий. Такой подход позволяет поддерживать физическую и умственную работоспособность обучающихся на оптимальном уровне в течение всей рабочей недели, не вызывая утомления, что, в свою очередь, дает положительный оздоровительный эффект, создает условия для формирования мотивации здоровья.
Программа направлена на формирование навыков сохранения здоровья через полученные знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и принципах здорового образа жизни. Она разработана с целью оптимального использования здоровьесберегающих технологий в процессе образования учащихся и ориентирована на охрану и укрепление их здоровья. Путем реализации программы раскрываются возможности в осуществлении здоровьесберегающей деятельности, в пропаганде здорового образа жизни, в воспитании уверенно противостоять вредным привычкам, в формировании культуры здоровья воспитанников.
Актуальность программы.
В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения здоровье определяется как состояние «полного физического, психического и социального благополучия», а не только как отсутствие болезней и физических недостатков. Для образовательной системы характерна, прежде всего, гармония разных видов здоровья – физического, психо-эмоционального, духовно-нравственого, интеллектуального, социального. Известно, что состояние здоровья зависит от образа жизни, значительную часть которой ребёнок проводит в школе. Поэтому Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в школе начинается с продумывания построения и реализации здоровьесберегающего, безопасного для здоровья обучающихся учебного процесса.
Образовательная система обеспечивает здоровый образ жизни через здоровые уроки, построенные методически грамотно, без психологических перегрузок, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей младшего школьного возраста. Она обеспечивает понимание ребёнком изучаемых вопросов, создаёт условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, создает для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности.
Ценность здоровья человека, здорового образа жизни становится одной из приоритетных ценностей цивилизованного общества. Хорошее здоровье является предпосылкой к творческой активности и наиболее полному самовыражению личности. Здоровье нового подрастающего поколения - особая боль и забота нашего общества. Социологические опросы свидетельствуют о том, что состояние здоровья детей постоянно находится в центре внимания общественности. По данным Минздрава России только 5% выпускников школ сегодня являются практически здоровыми , 80% школьников хронически больны , 50% имеют морфофизиологические отклонения, свыше 70% страдают различными нервно-психологическими расстройствами (В.Ф.Базарный, 1999).
Идет деградация молодых поколений России: вместо акселерации наступает децелерация (за последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых)
Ежегодно до 300 тысяч юношей (около 35%) не способны нести воинскую службу по медицинским показаниям. Сегодня эта трагедия уже «перекинулась» на репродуктивные возможности народа, на психическое и телесное развитие и здоровье младенцев. Согласно данным директора Научного Центра охраны здоровья детей и подростков РАМН академика А.Баранова, из каждой тысячи новорожденных младенцев 800 – 900 уже имеют врожденные пороки развития. А в школу они приходят еще более ослабленными (Л. Татарникова, 2001).
Противостоять этому можно только одним способом: сохраняя и укрепляя психические и физические потенциалы, воспитывая телесное и духовно-нравственное здоровье наших сегодняшних мальчиков и девочек. Укрепление здоровья включено в число основных функций, возлагаемых на физическое воспитание. Считается, что выполнение данной функции осуществляется путем систематического вовлечения учащихся в двигательную деятельность, заполнения свободного времени учащихся занятиями, физическими упражнениями, что относится к одному из средств отвлечения от вредных привычек и тем самым является профилактической мерой.
Данные по МКОУ СОШ №17 таковы:
27% учащихся 5-х классов имеют первую группу здоровья, а выпускников - только 22%.
Всего по школе здоровых детей 27%
К заболеваниям, часто возникающим у школьников, относятся нарушение зрения, скалиоз, кариес, ВСД, миопия, эндемический зоб, болезни костномышечной системы.
Заболеваемость детей держится на высоком уровне: большинство детей, на протяжении учебного года болеет 2 – 3 раза.
У детей стали чаще выявлять такие нарушения, как дефицит массы тела и низкий рост.
По данным мониторинга уровня физической подготовленности выявлены низкие показатели гибкости, выносливости, силы (у юношей). С контрольными нормативами справляются лишь около 60 % учащихся. Всё это подтверждает, что в образовательном учреждении необходимо осуществлять меры по сохранению и укреплению здоровья детей.
Опыт работы показывает, что создание благоприятной образовательной среды способствует не только прочным знаниям, но и одновременно способствует укреплению здоровья школьников.
Биологическая реакция организма школьника зависит как от его адаптационных возможностей, так и от силы сочетаемого воздействия образовательной среды.
Именно поэтому разработанная нами программа «Здоровье. Формирование здорового образа жизни» направлена на внедрение здоровьесберегающих технологий в образование обучающихся. Программа предусматривает также работу родителей в оздоровлении детей. Проведение родительских собраний, день открытых дверей для родителей, недель здоровья, родительский контроль за физическим развитием своих детей через паспорт здоровья, проверку домашних заданий позволят участвовать в воспитании здорового поколения и вместе с ним учиться быть здоровым.
В реализации программы задействованы все службы школы: администрация, педагоги, медицинский работник и технический персонал.
Цель программы: поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья у обучающихся школы, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Задачи программы:
Отработать систему выявления уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения.
1. Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни.
2. Популяризация здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
3. Обеспечить условия для проведения динамических перемен.
4. Организовать систему профилактических работ по предотвращению роста заболеваемости учащихся школы.
5. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
6. Реализовать систему программных мероприятий здоровьесберегающей направленности, оценить степень их эффективности;
7. Соблюдать гигиенические нормы организации учебного процесса, нормирование учебной нагрузки в соответствии с требованиями новых санитарных правил и норм и профилактика утомления учеников;
8. Продолжить внедрение эффективной системы физического воспитания, ориентированной на особенности развития детей и подростков, повысить интерес учащихся к занятиям физической культурой и спортом;
9. Формирование у детей мотивации к здоровому образу жизни.
10. Формирование навыков ответственного, бережного отношения к своему здоровью.
11. Профилактика и преодоление вредных привычек у детей.
12. . Развитие у детей лидерских качеств и умений самостоятельно работать со сверстниками по продвижению ЗОЖ.
Прогнозируемый результат:
Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий своё место и предназначение в жизни выпускник.
Участники программы: - учащиеся;
- классные руководители;
- школьный врач; - врачи-специалисты;
- родители.
В основу программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни положены
Основные принципы программы:
– актуальности. Он отражает насущные проблемы, связанные со здоровьем детей, гигиеническими, культурными, социальными нормами и ценностями; обеспечивает знакомство учащихся с наиболее важной гигиенической информацией;
– доступности. Индивидуальная доступность – дозировка нагрузок в соответствии с возможностями занимающихся, учёт их индивидуальных и психофизических особенностей. В соответствии с этим принципом младшим школьникам предлагается оптимальный для усвоения объем информации, который предполагает сочетание изложения гигиенической информации теоретического характера с примерами и демонстрациями, что улучшает его восприятие. Предусматривает использование ситуационных задач с необходимостью выбора и принятия решения, ролевых игр, информационного поиска, рисования, моделирования драматических сцен.
– положительного ориентирования. В соответствии с этим принципом уделяется значительное внимание позитивным, с точки зрения здоровья, стилям жизни, их благотворному влиянию на здоровье. Реализация данного принципа, т.е. показ положительных примеров, более эффективна, чем показ отрицательных последствий негативного в отношении здоровья и поведения; – последовательности. Систематичность и последовательность – непрерывность физкультурно-оздоровительных воздействий. Он предусматривает выделение основных этапов и блоков, а также их логическую преемственность в процессе его осуществления;
-системности. определяет постоянный, регулярный характер его осуществления, что позволяет усвоить знания, имеющие отношения к здоровью, в виде целостной системы;
- психологической комфортности – получение положительных эмоций и ощущений в процессе физкультурно-оздоровительных мероприятий.
– сознательности и активности. Этот принцип направлен на повышение активности учащихся в вопросах здоровья, что возможно только при осознании ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих. Сознательность и активность – чёткая постановка целей, задач, их осознание учащимися, побуждение к самоанализу, самооценке, самоконтролю. Он выступает в качестве основополагающего для изучения форм поведения и стилей жизни.
- творческое, динамичное совершенствование системы оздоровления учащихся средствами физической культуры – постоянное обновление содержания физкультурно-оздоровительного воспитания, формирование мировоззрения, системы ценностей, интересов и мотиваций, имеющих глубоко нравственную, гуманистическую направленность у всех участников педагогического процесса оздоровления средствами воспитательной работы.
Предлагаемые формы работы по реализации программы.
1. Урочная и внеурочная спортивно – оздоровительная деятельность:
• Работа спортивных секций;
• Разработка и соблюдение здоровьесберегающих технологий на всех учебных занятиях
Общешкольные Дни здоровья; Прогулки на свежем воздухе.
2. Соревнования и спортивные праздники:
• Спортивные турниры;
• Спортивные праздники, творческие вечера, приуроченные к тем или иным датам и событиям;
• Товарищеские встречи по различным видам спорта;
3. Профилактика заболеванийи вредных привычек у обучающихся и сотрудников школы: • Беседы и лекции;
• Встречи с медработниками, инспектором ПДН, КДН;
• Смотры – конкурсы стенгазет, рисунков, буклетов, презентаций по борьбе с распространением ВИЧ – инфекции, куриного гриппа, наркомании, алкоголизма и табакокурения. 5. Исследовательская работа
• Анкетирование.
• Диагностика;
Материально-техническая база.
Для реализации программы «Здоровье. Формирование здорового образа жизни» в школе имеются санитарно-гигиенические условия и материальная база:
• спортивный зал;
• медицинский кабинет;
• спортивная площадка;
• столовая (организация горячего питания).
Программа «Формирование здорового образа жизни» включает четыре основных направления:
1. Основы знаний о здоровом образе жизни
2. Культура здоровья.
3. Профилактика вредных привычек.
4. Подвижные и развивающие игры
ПЕРВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «ОСНОВЫ ЗНАНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ»
Здоровый образ жизни - рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья. Образ жизни, который способствует общественному и индивидуальному здоровью, является основой профилактики, охраны и укрепления здоровья народа.
Это направление решает следующие задачи:
• закреплять знания о здоровом образе жизни
• развивать у детей потребность в новых знаниях, умение переносить их в социальную среду
• формировать активность и инициативность детей
• воспитывать интерес к здоровому образу жизни
• сформировать понятие о здоровье и здоровом образе жизни людей. • вырабатывать потребность в поддержании собственного здоровья воспитывать стремление к здоровому образу жизни
ВТОРОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ» Воспитание культуры здоровья – создание педагогических условий, обеспечивающих развитие личности школьника как субъекта оздоровительной деятельности в соответствии с его интересами, склонностями, способностями, ценностными установками на самосохранение здоровья, а также знаниями, умениями и навыками обоснованного ведения здорового образа жизни.
Это направление решает следующие задачи:
• сформировать умение содержать свое тело в чистоте
• расширять знания о средствах гигиены
• воспитывать умение управлять своими физическими возможностями, чувствами и эмоциями согласно нормам морали и этикета.
• воспитание потребностей к здоровому образу жизни, культуре интеллектуальной (способность управлять своими мыслями и контролировать их); в умении вести здоровый образ жизни и относиться к здоровью как к ценности процесса воспитания.
ТРЕТЬЕ НАПРАВЛЕНИЕ «ПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ
ПРИВЫЧЕК».
Вредная привычка – закрепленный в личности способ поведения, по отношению к самой личности. Качество жизни зависит не только от соблюдения правил здорового образа жизни, но и от тех привычек, которые возникли у человека в том или ином возрасте. Направление оказывает профилактическое воздействие на ряд вредных привычек, таких как курение, употребление алкоголя и наркотиков.
Это направление решает следующие задачи:
• создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям, негативным факторам жизни;
• научить детей оценивать последствия своих действий;
• показать разрушающее влияние отравляющих веществ на организм
человека;
• пропаганда здорового жизненного стиля;
• предотвращение начала вредных привычек у детей и подростков, формирование у них личностного иммунитета к соблазну;
• формирование сознательного отношения к своему физическому здоровью;
• профилактика и предупреждение вредных привычек среди учащихся;
• учить детей оценивать последствия своих действий;
ЧЕТВЁРТОЕ НАПРАВЛЕНИЕ « ПОДВИЖНЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ»
Игра – естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка – неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Преимущество подвижных и развивающих игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. Это направление решает следующие задачи:
• формировать самостоятельность;
• повышать спортивное мастерство;
• воспитывать чувство сплочённости, интерес к занятиям спорта
• научить приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели.
В ходе реализации программы используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.
В связи с этим особое место в программе занимают следующие формы обучения:
Спортивные мероприятия, демонстрация фильмов, веселые старты , конкурсы, анкетирование, игры, тематические викторины, путешествия, устные журналы, беседы, оздоровительные минутки, встреча с педиатром, инспектором ГИБДД и т.д. просмотр видеофильмов с последующим обсуждением, просмотр кинофильмов, которые отражают ситуации борьбы людей с собственными пороками и пути их преодоления, чтение и обсуждение журнальных публикаций о силе и стойкости человеческого духа в самых трудных жизненных ситуациях, создание антирекламных роликов по проблеме, конкурсы на лучшее художественное произведение, направленное против вредных привычек человека и демонстрирующих силу человеческого духа, выставки рисунков, акции в защиту человека от влияния вредных привычек, нравственные классные часы;
Содержание программы, а также используемые формы и методы её реализации носят игровой характер, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Психологическое обеспечение программы:
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
• создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
• применение индивидуальных, групповых форм обучения;
• формирование творческого воображения учащихся в практической и творческой деятельности;
• применение знаний учащимися на разных психологических уровнях.
Механизм осуществления программы:
1. Внедрение научно-методических подходов к созданию условий, способствующих формированию, сохранению и укреплению здоровья школьников.
2. Организация и внедрение в практику работы мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Обеспечение непрерывного здоровьесберегающего образования школьников – участников программы по вопросам культуры здоровья и здорового образа жизни.
Прогнозируемый результат: Принятие ценности здоровья, как одной из главных ценностей человека позволит обучающимся ориентировать свое поведение на сбережение и укрепление здоровья своего и окружающих; успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, наиболее полно реализовать личностный потенциал, приумножить успехи в спорте.
ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ И УМЕТЬ после 1 – го и 2 – го года программы
• свой режим, значение режима дня для здоровья;
• средства сохранения и укрепления здоровья человека: личная гигиена, режим дня, общение с природой, физкультура;
• правила безопасного поведения;
• правила культурного общения со взрослыми и сверстниками;
• как вести себя в минуту опасности.
• механизмы и способы поддержания здоровья.
• состояние своего здоровья, уметь следить за ним.
• стремиться к физическому совершенству.
• уметь использовать физические упражнения для повышения работоспособности, снятия эмоциональных стрессов.
• относиться к здоровью как важной личной и общественной ценности.
• не иметь вредных привычек.
• учитывать свои физические возможности при выборе жизненных решений.
• общаться со взрослыми, сверстниками, малышами.
• владеть своими чувствами, не быть рабом настроения.
• преодолевать трудности.
• отвечать за свои поступки.
• постоять за себя.
• жить в гармонии с окружающим миром.
• вести здоровый образ жизни.
ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ И УМЕТЬ после 3 – го и 4 – го года программы
• Знать свой режим, значение режима дня для здоровья;
• средства сохранения и укрепления здоровья человека: личная гигиена, режим дня, , физкультура;
• правила безопасного поведения; правила культурного общения со взрослыми и сверстниками;
• как вести себя в минуту опасности;
• механизмы и способы поддержания здоровья; • состояние своего здоровья, уметь следить за ним;
• стремиться к физическому совершенству.
• Уметь использовать физические упражнения для повышения
работоспособности, снятия эмоциональных стрессов;
• различать хорошие и плохие привычки;
• относиться к здоровью как важной личной и общественной ценности;
• не иметь вредных привычек;
• учитывать свои физические возможности при выборе жизненных решений;
• общаться с взрослыми, сверстниками, малышами;
• владеть своими чувствами;
• преодолевать трудности;
• отвечать за свои поступки;
• постоять за себя;
• жить в гармонии с окружающим миром;
• вести здоровый образ жизни.
ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ И УМЕТЬ ПОСЛЕ 5-ГО ГОДА ПРОГРАММЫ:
• Знать свой режим, значение режима дня для здоровья;
• средства сохранения и укрепления здоровья человека: личная гигиена, режим дня, физкультура;
• правила безопасного поведения; правила культурного общения со взрослыми и сверстниками;
• как вести себя в минуту опасности.
• механизмы и способы поддержания здоровья.
• состояние своего здоровья, уметь следить за ним.
• стремиться к физическому совершенству. • представление о необходимости заботы о здоровье; важности правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья;
• Уметь использовать физические упражнения для повышения работоспособности, снятия эмоциональных стрессов.
• различать хорошие и плохие привычки
• относиться к здоровью как важной личной и общественной ценности.
• не иметь вредных привычек.
• учитывать свои физические возможности при выборе жизненных решений.
• общаться со взрослыми, сверстниками, малышами. • владеть своими чувствами; • преодолевать трудности.
• отвечать за свои поступки.
• постоять за себя.
• жить в гармонии с окружающим миром.
• отличать полезные привычки от вредных.
• вести здоровый образ жизни.
Мероприятия и формы проведения.
№ |
Направления деятельности |
Название мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Организацион ная |
- разработка программы «Здоровье. Формирование здорового образа жизни»;
- обсуждение и утверждение календаря спортивно-массовых
мероприятий;
- взятие под контроль чащихся, употребляющих ПАВ
|
Август
Ежегодно
Ежегодно |
Заместитель
директора по ВР,
Заместитель директора по ВР, учителя Заместитель директора по ВР, учителя |
2 |
Внеурочная |
- проведение классных часов;
проведение Дней
здоровья;
- организация бесед с медицинскими работниками;
- посещение спортивных секций;
- организация и проведение семейных спортивных
праздников;
- проведение акций «Мы за здоровье», «Скажи ПАВ – НЕТ!»;
- проведение школьной конференции «Школа – территория без наркотиков»;
- Международный день
отказа от курения;
- серия бесед «Кто он, юный наркоман», «В
объятиях табачного дыма»; - тренинги здорового образа жизни;
- Круглый стол: «Что |
Постоянно
Ежемесяч
но
Два раза в год
В течение года 2 раза в год
1 раз в
четверть
Октябрь
Ноябрь
В течение года
В течение года
|
Классные руководители Учитель физкультуры Медицинский работник Учитель
физкультуры
Совет старшеклассников
Зам. директора по
ВР, совет старшеклассников Зам. директора по
ВР, совет старшеклассников Классные
руководители
Классные руководители Совет
старшеклассников
|
|
|
нужно знать о наркомании и токсикомании», «История и вредные привычки», « Как бороться с вредными привычками», «Математика и курение», «Хочешь быть здоровым – будь им»;
- конкурс рисунков и плакатов «Здоровым быть здорово!», «Скажи ПАВ – НЕТ!», «Здорова нация – здорова планета»;
- защита проектов
«Здоровье – это круто!»;
- встреча с инспекторами ПДН, КДН;
- контроль учащихся в вечернее время.
|
1раз в
четверть
В течение года
В течение года
|
Учитель
рисования
Зам. директора по
ВР, совет старшеклассников Зам. директора по ВР
Зам. директора по
ВР
Администрация школы, классные руководители |
План работы с неблагополучными семьями
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственный |
1 |
Сотрудничество с районной администрацией в работе с неблагополучными семьями
(беседы, комиссии) |
В течение года |
Директор школы,
заместители |
2 |
Обсуждение работы с неблагополучными семьями на заседаниях совета профилактики. |
1 раз в четверти |
Классные
руководители, директор школы, зам.директора по ВР |
3 |
Посещение неблагополучных семей совместно с работниками районой администрации |
1 раз в квартал |
Директор школы,
заместители, классные руководители |
4 |
Отчет классных руководителей о проделанной работе с
неблагополучными семьями |
Май – на совещании педсовета |
Зам. директора по ВР |
Просветительская и мотивационная работа, ориентированная на здоровый образ жизни, направлена на формирование у школьников представления о человеке как о главной ценности общества. Она формирует элементарные представления ребёнка о себе самом, о функциях своего собственного организма, детям даются начальные представления о здоровье, основных способах закаливания организма, о способах укрепления здоровья средствами физической культуры и спорта.
Основные направления просветительской и мотивационной работы
Направление деятельности |
Задачи |
Содержание |
Санитарнопросветительская
работа по формированию здорового образа жизни
|
1. Знакомство детей, родителей с основными понятиями – здоровье, здоровый образ жизни.
2. Формирование навыков здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности.
3. Обеспечение условий для мотивации и стимулирования здорового образа жизни |
– Проведение уроков
здоровья,
проведение классных часов и общешкольных мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, формированию навыков ЗОЖ, гигиены и личной
безопасности |
Профилактическая
деятельность
|
1. Обеспечение условий для ранней диагностики заболеваний, профилактики здоровья.
2. Создание условий, предотвращающих
ухудшение состояние здоровья.
3. Обеспечение помощи детям, перенесшим заболевания, в адаптации к учебному процессу.
4. Профилактика травматизма |
– Система мер по улучшению питания детей: режим питания; эстетика помещений; пропаганда культуры питания в семье и школе
– Система мер по улучшению санитарии и гигиены: генеральные уборки классных комнат, школы; соблюдение санитарно-гигиенических требований.
– Система мер по
предупреждению травматизма: оформление стендов, папок по технике безопасности; проведение инструктажа с детьми.
– Профилактика утомляемости: проведение подвижных перемен; оборудование зон отдыха, проведение релакспауз на |
|
|
массажных ковриках, использование массажных мячей, утренняя гимнастика с элементами адаптивной гимнастики. |
Физкультурнооздоровительная, спортивномассовая работа
|
1. Укрепление здоровья детей средствами физической культуры и спорта.
2. Пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.
3. Всемерное развитие и содействие детскому и взрослому спорту и туризму. |
– Увеличение объёма и повышение качества оздоровительной и
спортивно-массовой
работы в начальной школе: введение 3 урока с физической нагрузкой – ритмической гимнастики, организация подвижных игр; соревнований по отдельным видам спорта; - Дни здоровья, …
– Привлечение к организации физкультурно-
оздоровительной и
спортивно-массовой работе с детьми тренеров ДЮСШ, родителей. |
Критерии результативности:
• автоматизм навыков личной гигиены;
• эффективность программы оценивается по результатам диагностик (экспресс-диагностика показателей здоровья первоклассников; анкеты для родителей «Здоровье ребенка», «Можно ли ваш образ жизни назвать здоровым?»; для учащихся «Значимость здоровья в системе ценностей», «Сформированность навыков личной гигиены»).
План работы
в МКОУ СОШ № 17
2017-2020 учебные годы
1. Диагностика, коррекция и развитие обучающихся (медицинское сопровождение образовательного процесса)
№ п\п |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1.
|
Организация и проведение регулярных медицинских осмотров и диспансеризации обучающихся школы |
в соответствии с графиком |
медицинская сестра |
2. |
Мониторинг физического здоровья и
психофизического состояния |
постоянно |
медицинская сестра |
3.
|
Анализ заболеваемости учащихся, учет учащихся по группам здоровья |
октябрь-ноябрь |
медицинская сестра |
4. |
Обновление банка данных о заболеваемости учеников. Анализ заболеваний и их динамика. |
1 раз в год |
Медицинская сестра, кл. руководители |
5. |
Комплектование групп для занятий физической культурой (ЛФК, подготовительная группа) и индивидуальных занятий |
сентябрь-октябрь |
учителя физкультуры, медицинская сестра |
6. |
Разработка комплексов физических упражнений для детей, имеющих отклонения в состоянии
здоровья |
октябрь |
учителя физкультуры, медицинская сестра |
7. |
Проведение подвижных перемен на свежем
воздухе |
ежедневно
|
кл. руководители, воспитатели ГПД |
8. |
Проведение на уроках упражнений на осанку, гимнастики для снятия утомления глаз учащихся |
систематически
|
учителя |
9. |
Мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению школьников, родителей, учителей (цикл лекций) |
по отдельному плану |
Медицинская сестра |
10. |
Проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение педикулеза |
в течение года |
Медицинская сестра |
11. |
Проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение сезонных заболеваний (ОРВИ, грипп) |
ноябрь-март |
Медицинская сестра |
12. |
Контроль оснащения медкабинетов в соответствии с требованиями СанПиНа. |
в течение года |
завхоз |
13 |
Участие в мониторинге здоровьесберегающей среды |
в соответствии с графиком |
зам. директора по ВР, кл. руководители |
2. Организация здоровьесберегающего образовательного процесса
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки |
|
Ответственные |
1 |
Поддержание в школе надлежащих санитарно-гигиенических условий |
постоянно |
|
Завхоз
|
2 |
Соблюдение воздушного и светового режима в школе |
постоянно |
|
завхоз |
3 |
Обеспечение соблюдения правил ПБ в школе |
постоянно |
|
завхоз |
4 |
Содержание в исправности электрохозяйства и всех средств пожаротушения |
постоянно |
|
завхоз |
5 |
Регулярное проведение объектовых тренировок |
по графику |
|
Штаб ГО |
6 |
Проверка состояния охраны труда в школе и документации по |
по |
плану |
Администрация школы |
|
ТБ в учебных кабинетах |
внутришкольного контроля |
|
7 |
Разработка плана мероприятий по охране труда и ТБ в школе |
сентябрь |
Администрация школы |
8 |
Издание приказов:
- об охране жизни и здоровья школьников,
- о ПБ,
- о назначении лиц, ответственных за соблюдение правил ТБ, ПБ и охраны труда |
сентябрь |
Директор школы |
9 |
Составление социального паспорта по классам, составление списков:
- учащихся группы риска,
- неблагополучных семей,
- многодетных семей,
- малообеспеченных семей,
- неполных семей,
- детей-инвалидов |
|
в |
Зам. директора по ВР., кл. руководители |
10 |
Учет посещаемости учащимися школы |
|
В течение года |
Кл. руководители, Зам. директора по ВР |
11 |
Организация дежурства по школе |
|
сентябрь |
Зам. директора по ВР |
12 |
Оформление листков здоровья в классных журналах |
|
сентябрь |
Кл. руководители, мед. работник |
13 |
Организация горячего питания в школьной столовой |
|
в течение учебного
года |
ЗДРВ |
14 |
Проведение динамических пауз в 1-х классах |
|
постоянно |
учителя начальных
классов |
15 |
Проведение подвижных игр на свежем воздухе |
|
постоянно |
учителя начальных
классов, воспитатели ГПД |
16 |
Составление графика работы спортивных секций |
и |
сентябрь |
Зам. директора по ВР |
|
спортивного зала |
|
|
17 |
Рейды:
- по проверке внешнего вида учащихся,
- по сохранности библиотечных учебников,
- по выполнению школьниками режима дня |
по плану внутришкольного контроля |
Зам. директора по УВР, совет школы |
18 |
Составление заявок на приобретение мебели, наглядных пособий, оборудования и ТСО для кабинетов |
в течение года |
завхоз |
19 |
Обеспечение хранения спортивного инвентаря |
постоянно |
учителя физкультуры |
20 |
Обеспечение готовности школьных помещений, системы отопления для работы в зимний период |
к началу зимнего
периода |
завхоз |
24 |
Организация занятий для будущих первоклассников с целью адаптации их к условиям школьной образовательной среды |
февраль-май |
Ответственный за организацию платных
услуг |
25 |
Организация ремонта учебных кабинетов |
летний период |
Завхоз |
26 |
Обеспечение медицинскими аптечками |
август-сентябрь |
мед. сестра |
3. Инструктивно-методическая и учебно-воспитательная работа
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Организация работы с учащимися, мотивированными на успешное обучение, путем участия в олимпиадах, предметных неделях, различных конкурсах с целью профилактики учебных перегрузок |
в течение года |
зам. директора по УВР |
2 |
Проведение вводного инструктажа по правилам ТБ, ПБ и охраны труда |
сентябрь - март |
Зам директора по
УВР, кл.
руководители |
3 |
Обеспечение соблюдения требований к объемам домашних заданий |
в течение года |
зам. директора по УВР |
4 |
Проведение тематических занятий по правилам ЗОЖ |
в течение года |
учитель биологии, медсестра |
5 |
Проведение бесед, включающих инструктажи по правилам дорожного движения |
по плану воспитательной работы |
Кл. руководители |
6 |
Проведение серии классных часов и бесед на тему «Мы - здоровое поколение» |
по плану воспитательной работы |
Кл. руководители |
7 |
Создание библиотеки методической литературы по проблеме здорового образа жизни |
сентябрь-ноябрь |
зав. библиотекой |
8 |
Обеспечение соблюдения правил ТБ и ПБ во время проведения новогодних мероприятий и на каникулах |
во время каникул |
Зам по ВР |
|
|
|
|
9 |
Разработка рекомендаций для учителей по вопросам педагогического общения |
ноябрь-декабрь |
Кл. руководители, |
10 |
Реализация образовательных программ повышения квалификации по здоровьесозидающим технологиям обучения и воспитания школьников |
постоянно |
Заместитель директора по УВР
совместно |
11 |
Участие в тематических краткосрочных курсах по здоровье созидающим технологиям обучения и воспитания школьников |
в течение года |
Заместитель директора по ВР |
12 |
Апробация информационно-просветительских, методических пособий и материалов по вопросам формирования здорового образа жизни |
в течение года |
Зам. директора по УВР, по ВР |
13 |
Создание на школьном сайте тематической страницы «Здоровье» |
в течение года |
Педагог ОБЖ
Заместитель директора по ВР |
14 |
Публикации в СМИ о проведении мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья школьников |
в течение года |
Руководитель школы |
4. Оздоровительно – профилактическая работа
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1. |
Обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических требований на уроках, профилактики близорукости и сколиоза, режима проветривания кабинетов на переменах |
постоянно |
Зам. директора по УВР, учителя |
2. |
Контроль соблюдения режима дня учащимися |
постоянно |
Классные руководители |
3. |
Обеспечение своевременного проведения профилактических прививок учащимся |
по графику |
мед. сестра |
4. |
Организация работы по пропаганде здорового образа жизни среди учащихся (лекции, беседы, вечера) |
по отдельному плану |
Классные руководители |
5 |
Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность «Мы – за здоровый образ жизни!» |
в течение года |
Зам. директора по ВР, учителя предметники |
6. |
Обучение школьников эффективным поведенческим стратегиям: умению решать жизненные проблемы,
эффективно общаться, владеть своими эмоциями и т. д |
по плану |
Классные руководители |
7. |
Оказание социальной поддержки подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации |
постоянно |
Социальный педагог, кл
руководители |
8. |
Проведение физкультминуток на уроках |
ежедневно |
Учителя |
9 |
Проведение акции по уборке школьной территории |
сентябрь май |
зам. директора по ВР, кл.
руководители |
5. Физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия
№п\п |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1.
|
Подвижные игры на свежем воздухе
|
по планам классных
руководителей –
течение года |
в |
Классные руководители, воспитатели ГПД |
2. |
Проведение «Дня здоровья»
|
В четверть 1 раз |
|
Зам по ВР, учитель физкультуры |
3 |
Соревнования «Осенний кросс» |
сентябрь |
|
Учитель физкультуры |
5 |
Соревнование по пионерболу между классами в рамках «Президентских состязаний» |
сентябрь |
|
Учитель физкультуры |
6. |
Внутришкольные соревнования по минифутболу в рамках «Президентских состязаний» |
сентябрь |
|
Учитель физкультуры |
|
Внутришкольные соревнования по баскетболу |
сентябрь |
|
|
8 |
Внутришкольные соревнования по волейболу |
сентябрь |
|
Учитель физкультуры |
9. |
Эстафета «Веселые старты» |
сентябрь |
|
Учитель физкультуры |
10
|
«Папа, мама, я – спортивная семья» |
май |
|
Учитель физкультуры |
11 |
«Веселая масленица». Соревнования на лыжах |
март |
|
учитель физкультуры |
12 |
Районные соревнования «Веселые старты» |
ноябрь |
учитель физкультуры |
13 |
«Быть здоровым здорово» Эстафета. |
ноябрь |
учитель физкультуры |
15. |
Организация и поддержка в течение учебного дня, года оптимального двигательного режима учащихся разных возрастных групп с учетом состояния их здоровья (физкультурные минутки, релаксационные паузы, зарядка для глаз на уроках,) |
в течение года |
Заместитель
директора по
УВР, учителя |
16. |
Участие в массовых районных мероприятий, акций, направленных на формирование ЗОЖ по мере возможностей обучающихся. |
по графику |
Заместитель
директора по УВР, учителя
физкультуры |
17 |
Организация занятий по ОФП (общая физическая подготовка» |
в течение года |
Учителя физкультуры |
18. |
Развитие материально-технической базы школы в части приобретения спортивного, медицинского оборудования |
постоянно |
Руководитель школы |
6. Работа по преодолению у обучающихся вредных привычек
№ |
Мероприятия |
Дата |
Ответственные |
1.
|
Индивидуальные беседы с детьми «группы риска» |
Систематически
|
кл.
руководители, соц. педагог |
2.
|
Тематические классные часы о вреде алкоголя, курения и употребления наркотиков |
По плану кл. руководит. – 2 раза в год |
Классные руководители |
3. |
Оформление стендов «Хочу быть здоровым!», «Скажи
наркотикам нет», «Береги здоровье смолоду» |
по плану
|
Классные руководители, зам. директора по ВР |
4.
|
Встречи учащихся с работниками полиции, медицинскими работниками |
апрель
|
Администрация
|
5.
|
Анкетирование учащихся по проблемам наркомании, алкоголизма, курения. |
В течение года |
Классные руководители, соц педагог |
7. Работа с родителями.
№ |
Содержание работы |
дата |
Ответственные |
1.
|
Включение в повестку родительских собраний выступлений по темам оздоровления учащихся |
ноябрь, январь, апрель
|
классные руководители |
2.
|
Приглашение на родительские собрания медицинских
работников |
по плану
|
Классные руководители, медработники |
3. |
Организация индивидуальных консультаций для родителей |
в течение года |
Классные руководители |
4.
|
Выступление на родительских собраниях по результатам диагностики |
по плану |
Классные руководители, мед. работник |
5.
|
Участие родителей на спортивно-оздоровительных
мероприятиях |
по плану
|
Классные руководители |
Критерии результативности:
• автоматизм навыков личной гигиены;
• эффективность программы оценивается по результатам диагностик (экспресс-диагностика показателей здоровья первоклассников; анкеты для родителей «Здоровье ребенка», «Можно ли ваш образ жизни назвать здоровым?»; для учащихся «Значимость здоровья в системе ценностей», «Сформированность навыков личной гигиен
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Варламова С.И. Здоровье наших учеников /С.И. Варламова // Начальная школа. - 2003. - № 2.-С.65-66.
2. Грач И.С. Здоровый образ жизни: Сущность понятия и содержание работы по его формированию И.С. Грач Образование. - 2002. - № 5.-С.88-91. - (Здоровье и образование).
3. Зайцев Г.К. Педагогика здоровья: Образовательные программы по валеологии Санкт-Петербурга Г.К. Зайцев, З.В. Колбанов, М.Г. Колесникова. – СПб.: Акцидент, 1994. – 78 с. 4. Игнатова Л.Ф. Мониторинг состояния здоровья и факторов риска детского населения Л.Ф. Игнатова Школа здоровья. – 2003. - Т. 4, №3. - С. 74 – 79.
5. Казначеев В.П. Здоровье нации – феномен экологии XXI века / В.П. Казначеев Материалы I Всероссийского форума «III тысячелетие. Пути к здоровью нации». Москва, 15-17 мая 2001. – 194 с.
6. Картушина Марина Юрьевна. Быть здоровыми хотим [Текст]: оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада / М.Ю. Картушина. - М.: Сфера, 2004. - 382, [1] с. - (Программа развития).
7. Колбанов В.В. Валеологическое образование в начальной школе /В.В.Колбанов . Начальная школа. - 1999. - № 1. - С. 41- 43. 8. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие /Н.Н. Куинджи. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 139 с.
8. Культура – человек – философия: к проблеме интеграции и развития Вопросы философии. – 1982. – №2. – С. 58-65.
9. Лесгафт П.Ф. Руководство к физическому образованию детей школьного возраста. Психология нравственного и физического воспитания: избранные психологические труды/П.Ф. Лесгафт. - Воронеж: МОДЭК, 1998. – 410 с
10. Матвеев В.Ф. Профилактика вредных привычек школьников/ В.Ф. Матвеев, А.С. Гройсман. – М.: Просвещение,1987. – 114 с.
11. Овчинникова Л.В. Двигательная активность - неотъемлемый компонент развития личности младшего школьника [Электронный ресурс] / Л.В. Овчинникова Режим доступа: 071025/ thesis_32. htm. – 29.09.2009.
12. Формирование здорового образа жизни российских подростков [Текст]: для классных руководителей 5-9 классов: учебно-методическое пособие / [Л. В. Баль и др.]; под ред. Л.В. Баль, С.В. Барканова. - М.: Владос, 2003. - 190, [1] с. - (Здоровьесберегающая педагогика).
13. Чикин, С.Я. Что такое здоровье? С.Я. Чикин, Г.И. Царегородцев – М.: Знание, 1976. – 96 с.
14. Агаджанян, Н.А. Экология человека: здоровье и концепция выживания Н.А. Агаджанян. – М.: Изд-во РУДН, 1998. –
27 с.
15. Айзман, Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты формирования /
Р.И. Айзман. – Новосибирск, 1996. – 197 с.
16. Базарный В.Ф. Программа экспресс–диагностики динамики психосенсорного, функционального и физического развития учащихся/В.Ф. Базарный. – Сергиев-Посад.: Загорская типография, 1995. – 70 с.
17. Венедиктов, Д.Д., Глобальные проблемы здравоохранения и пути их решения Д.Д. Венедиктов, А.И. Чернух, Ю.П. Лисицын, В.И. Кричагин // Вопросы философии. – 1979. – № 7. – С. 102–113.
18. Лисицын Ю.П. Санология – наука об общественном здоровье и здоровом образе жизни Ю.П. Лисицын. – М: 2001. – 231 с.